Практически эта книга не что иное, как «карта». На ней
изображены тропы к познанию территории мастерства и
успеха, на ней указаны места, где лежит наш
невостребованный ресурс, наши возможности.
То, что вы держите в руках – это не учебник по
театральному мастерству. Совсем нет! Это учебник
познания многогранности жизни как игры и проявления себя
в этой жизни как творческого начала.
Это приглашение вас открыть для себя ту единственную
игру, в которую действительно стоит играть!
* * *
Вступление
Весь мир театр и люди в нем актеры.
У каждого есть выходы-уходы и
каждый не одну играет роль.
Шекспир.
Сегодня, Феномен Игры активно исследуется очень многими
авторами, в том числе и психотерапевтической ориентации,
такими как Эрик Берн, Тимоти Лири.
Такие слова как – Театр, Актер, Игра, Роли – начинают
использоваться все чаще и чаще в самых разнообразных
контекстах и смыслах - «Артистические игры», «Технологии
перевоплощения», «Человек Играющий», «Плей бэк Театр»,
«Игровая терапия», «Магический театр» и т.д..
И это означает, что современному человеку важно
чувствовать себя на равных с игровым многообразием
окружающего его мира. Все это указывает на рождение
некоей новой эпохи – ЭПОХИ ИГРЫ!
В жизни, как правило, мы законсервированы в одежды одной
роли. Реже двух-трех. А, если успешность не сочетается с
выбранными для нас ролями, мы обречены!
Жизнь многообразна. Жизнь приглашает человека быть
творческим во всех ее проявлениях и пробовать. Ошибаться
и пробовать еще...
Жить жизнь, а иначе жизнь начнет жить нас и … добро
пожаловать в царство марионеток!
Чужие цели будут успешно вести нас к чужому результату,
а попытки убедить мир в социальной несправедливости:
«почему мне так не везет?»- вызовут в лучшем случае лишь
сочувствие экзальтированных зрителей.
Давайте позволим трансперсональныму театру развернуть
для нас таинство внутреннего преображения.
В нашей культуре театру приписывается качество
развлечения. Мастера сцены все расскажут вам о таланте,
о красоте игры. Но, если вы не оканчивали театральный
институт? Если вы никогда не выходили на подмостки
сцены, то, что же, артист умер в вас, так не родившись?
Трансперсональный театр - что это? Это не театр в
привычном представлении. Это не игра для зрителей, это
не искусство развлекать аудиторию.
Это мощный инструмент трансформации.
Транс идет от латинского слова «trans» – сквозь, через.
Персональный происходит от английского слова «personal»
– личность, персональность. И все вместе это значит:
Сквозь ограничения личности - к сути, к глубинам
скрытого, к своей уникальности.
Трансперсональный театр – это специально организованное
пространство трансформации, где встречаются зритель или
тот, кто наблюдает за процессом, актер или тот, кто
действует и сам процесс, или то, что разворачивается.
Эта встреча происходит не снаружи, а внутри в одном
человеке. Вы и действуете и наблюдаете свое состояние, и
вы тот, в ком разворачивается преображение.
На первых порах в трансперсональном театре мы создаем
безопасное пространство, где персона может снять одежды
своего привычного стереотипа и научиться гибкости,
пластичности образа себя, научиться быть более успешной
и эффективной в своих проявлениях.
Постепенно игровая площадка, вырастая из защищенной
оранжереи, спускается со сцены и выходит в мир. Выходит
на базар жизни.
В каждом человеке есть врожденное инстинктивное чувство
театральности стремление к преображению, к самоизменению.
Стремление к эволюции своей персональности, души, своего
сознания.
В нашем театре мы поддерживаем это стремление, соединяя
наше сознательное и бессознательное, интуицию и чувство,
разные грани человеческой жизни и разные грани
потенциальности. Мы используем ресурс нашего правого
образного полушария, соединяя серьезное с несерьезным,
бессознательное с глубинным осознаванием и узнаванием
себя как Творящего начала.
И переходим к живому наполненному действию, дабы
приобрести нечто новое - новое качество жизни.
Вся наша жизнь игра. С младенческого возраста и до
старости. И порой даже смерть - спектакль.
И каковы же законы большой игры?
На первый взгляд, кажется, что законов нет. Что все
запутано, что черное и белое, справедливость и хаос
поменялись местами. Но, проходя по ступенькам
трансперсонального театра, выходя из старых привычных
ролей, мы постигаем не умом, не логикой, а бытием своим
таинство гармонии мира. Гармонии, ждущей лишь момента
внутренней зрелости, чтобы быть выраженной, дабы мир
увидел красоту вашей души!
Часть1 Вхождение в игру
Для того, чтобы научиться, пройти
путь от невежды к продвинутому пользователю «изделия под
названием человек» есть только один вариант. В
эзотерических текстах это называется красиво и непонятно
Растождествление, а просто и понятно это называется
Играть.
Играть в отличие от разговоров об игре занятие
высокопрофессиональное. Оно требует огромных внутренних
усилий. На первый взгляд, кажется - есть талант, он
развивается по законам жанра, и человек начинает
лицедействовать, т.е. преображаться.
Некоторые убеждены, что если они обучены играть на
сцене, то смогут играть и с жизнью. Это совсем не так.
Это разные вещи.
Когда на первых порах вы практикуете и выходите на
сцену, первое, что вы сможете сыграть – это пародию на
самого себя. Более зажатую, чем вне сцены,
механистичную, марионеточную пародию. Вы репетируете,
заучиваете что-то наизусть, тренируетесь. И вот опять вы
– это вы. И говорят – он типичный герой, типичный
любовник, типичный комедиант…
И если вы не делаете следующего шага и не выходите за
рамки образа, то всю свою жизнь вы обречены быть
типичным. А ваша уникальность так и останется
невостребованной.
На одном из наших тренингов требовалось изобразить
движением свое состояние в данный момент. В этом даже не
было задачи импровизировать с каким-то заданным образом.
Вопрос стоял просто – изобрази движением то, что с тобой
происходит сейчас. И к нашему удивлению большая часть
группы либо тупо маршировала, размахивая прямыми руками,
либо изображала спичечного человечка – очень
однообразного и схематичного. Хотя у каждого из них
просматривался потенциал быть более выразительными.
На этом этапе они были марионеточной пародией себя.
Но если случиться чудо и вы преодолеете барьер себя и
перевоплотитесь в нечто иное, то в этот момент появиться
зазор между вами как моделью и чем-то, что этой моделью
не является. И вот это другое способно посмотреть на
себя со стороны. Это начало растождествления с образом.
С образом себя.
Это начало Игры!