"Трансперсональный театр"

Импровизация, пластика, психотехника

К. и Ю. Чангмайские

фрагменты книги

 

 

 

 

 

 

 

Практически эта книга не что иное, как «карта». На ней изображены тропы к познанию территории мастерства и успеха, на ней указаны места, где лежит наш невостребованный ресурс, наши возможности.
То, что вы держите в руках – это не учебник по театральному мастерству.
Совсем нет! Это учебник познания многогранности жизни как игры и проявления себя в этой жизни как творческого начала.

Это приглашение вас открыть для себя ту единственную игру, в которую действительно стоит играть!



* * *

Вступление



Весь мир театр и люди в нем актеры.
У каждого есть выходы-уходы и
каждый не одну играет роль.
Шекспир.


Сегодня, Феномен Игры активно исследуется очень многими авторами, в том числе и психотерапевтической ориентации, такими как Эрик Берн, Тимоти Лири.
Такие слова как – Театр, Актер, Игра, Роли – начинают использоваться все чаще и чаще в самых разнообразных контекстах и смыслах - «Артистические игры», «Технологии перевоплощения», «Человек Играющий», «Плей бэк Театр», «Игровая терапия», «Магический театр» и т.д..
И это означает, что современному человеку важно чувствовать себя на равных с игровым многообразием окружающего его мира. Все это указывает на рождение некоей новой эпохи – ЭПОХИ ИГРЫ!

В жизни, как правило, мы законсервированы в одежды одной роли. Реже двух-трех. А, если успешность не сочетается с выбранными для нас ролями, мы обречены!

Жизнь многообразна. Жизнь приглашает человека быть творческим во всех ее проявлениях и пробовать. Ошибаться и пробовать еще...
Жить жизнь, а иначе жизнь начнет жить нас и … добро пожаловать в царство марионеток!
Чужие цели будут успешно вести нас к чужому результату, а попытки убедить мир в социальной несправедливости: «почему мне так не везет?»- вызовут в лучшем случае лишь сочувствие экзальтированных зрителей.

Давайте позволим трансперсональныму театру развернуть для нас таинство внутреннего преображения.

В нашей культуре театру приписывается качество развлечения. Мастера сцены все расскажут вам о таланте, о красоте игры. Но, если вы не оканчивали театральный институт? Если вы никогда не выходили на подмостки сцены, то, что же, артист умер в вас, так не родившись?

Трансперсональный театр - что это? Это не театр в привычном представлении. Это не игра для зрителей, это не искусство развлекать аудиторию.

Это мощный инструмент трансформации.

Транс идет от латинского слова «trans» – сквозь, через. Персональный происходит от английского слова «personal» – личность, персональность. И все вместе это значит:

Сквозь ограничения личности - к сути, к глубинам скрытого, к своей уникальности.

Трансперсональный театр – это специально организованное пространство трансформации, где встречаются зритель или тот, кто наблюдает за процессом, актер или тот, кто действует и сам процесс, или то, что разворачивается. Эта встреча происходит не снаружи, а внутри в одном человеке. Вы и действуете и наблюдаете свое состояние, и вы тот, в ком разворачивается преображение.

На первых порах в трансперсональном театре мы создаем безопасное пространство, где персона может снять одежды своего привычного стереотипа и научиться гибкости, пластичности образа себя, научиться быть более успешной и эффективной в своих проявлениях.
Постепенно игровая площадка, вырастая из защищенной оранжереи, спускается со сцены и выходит в мир. Выходит на базар жизни.

В каждом человеке есть врожденное инстинктивное чувство театральности стремление к преображению, к самоизменению. Стремление к эволюции своей персональности, души, своего сознания.

В нашем театре мы поддерживаем это стремление, соединяя наше сознательное и бессознательное, интуицию и чувство, разные грани человеческой жизни и разные грани потенциальности. Мы используем ресурс нашего правого образного полушария, соединяя серьезное с несерьезным, бессознательное с глубинным осознаванием и узнаванием себя как Творящего начала.
И переходим к живому наполненному действию, дабы приобрести нечто новое - новое качество жизни.

Вся наша жизнь игра. С младенческого возраста и до старости. И порой даже смерть - спектакль.

И каковы же законы большой игры?

На первый взгляд, кажется, что законов нет. Что все запутано, что черное и белое, справедливость и хаос поменялись местами. Но, проходя по ступенькам трансперсонального театра, выходя из старых привычных ролей, мы постигаем не умом, не логикой, а бытием своим таинство гармонии мира. Гармонии, ждущей лишь момента внутренней зрелости, чтобы быть выраженной, дабы мир увидел красоту вашей души!

 


Часть1 Вхождение в игру


Для того, чтобы научиться, пройти путь от невежды к продвинутому пользователю «изделия под названием человек» есть только один вариант. В эзотерических текстах это называется красиво и непонятно Растождествление, а просто и понятно это называется Играть.
Играть в отличие от разговоров об игре занятие высокопрофессиональное. Оно требует огромных внутренних усилий. На первый взгляд, кажется - есть талант, он развивается по законам жанра, и человек начинает лицедействовать, т.е. преображаться.
Некоторые убеждены, что если они обучены играть на сцене, то смогут играть и с жизнью. Это совсем не так. Это разные вещи.
Когда на первых порах вы практикуете и выходите на сцену, первое, что вы сможете сыграть – это пародию на самого себя. Более зажатую, чем вне сцены, механистичную, марионеточную пародию. Вы репетируете, заучиваете что-то наизусть, тренируетесь. И вот опять вы – это вы. И говорят – он типичный герой, типичный любовник, типичный комедиант…

И если вы не делаете следующего шага и не выходите за рамки образа, то всю свою жизнь вы обречены быть типичным. А ваша уникальность так и останется невостребованной.

На одном из наших тренингов требовалось изобразить движением свое состояние в данный момент. В этом даже не было задачи импровизировать с каким-то заданным образом. Вопрос стоял просто – изобрази движением то, что с тобой происходит сейчас. И к нашему удивлению большая часть группы либо тупо маршировала, размахивая прямыми руками, либо изображала спичечного человечка – очень однообразного и схематичного. Хотя у каждого из них просматривался потенциал быть более выразительными.
На этом этапе они были марионеточной пародией себя.


Но если случиться чудо и вы преодолеете барьер себя и перевоплотитесь в нечто иное, то в этот момент появиться зазор между вами как моделью и чем-то, что этой моделью не является. И вот это другое способно посмотреть на себя со стороны. Это начало растождествления с образом. С образом себя.

Это начало Игры!

 

 
•   Купить полную версию  •   
 


www.kuenergy.ru