0  

 "Картина мира"

К. и Ю. Чангмайские

 

Каждый человек, рождаясь в мире как нечто отделенное самоосознающее, одновременно порождает свою картину мира. Картина мира у всех разная. Из большого целого под названием реальность выделяется кусок, структурируется, описывается и прикладывается к себе.
Человеческая деятельность – это всегда структурирование, оформление окружающей его реальности. Мы живем в такое время, когда описание мира постоянно усложняется, оно давно перестало быть общедоступным. И чем обширнее становятся знания о мироустройстве, тем менее человек способен использовать эти знания для создания какой-нибудь целостности своего индивидуального восприятия. Мир не умещается в цельную картину. Попытки создать целостное описание мира подходящее для всех тяготеют либо к мистическому либо к чисто религиозному описанию. Поэтому, в каком мире каждый из нас психологически живет – это каждый раз вопрос. Нам кажется, что мы все живем в одном месте – но это, увы, большая иллюзия! Потому что из этого бесконечного хаотического каждый выбрал совершенно не похожий на других вариант.

В зависимости от уровня организации сознания все сложное, не поддающееся описанию и не вписывающееся в целостную картину окружающего мира, либо:

1. Вытесняется из описания мира (простое самосознание)
2. Отдается высшим силам (чуть более сложное самосознание)
3. Выделяется в отдельное пространство пока недоступное пользователю, и ему придается статус существования (сложноорганизованное самосознание).

бесконечность

Таким образом, мир человека условно можно представить в виде огромной восьмерки – одна петля которой – его внешний мир, вторая петля - мир внутренний, а точка пересечения – его самосознание. Обычно восьмерка не симметричная. Одна из петель значительно превосходит другую. В этом случае самосознание не сбалансировано и вовлечено либо в пространство внешнего – и человек ведом и управляем ситуациями, появляющимися из внешнего мира. Либо в пространство внутреннего, и такой человек поглощен и управляем образами и проекциями своего внутреннего мира.

Внешний мир играет роль зеркал, отражаясь от которых, человек формирует образ себя. Подобно фокусирующей линзе собирающей лучи в световое пятно, мы собираем свой образ и фокусируем его в некую форму, которой автоматически приписываем статус существования. Но как конструкция эфемерная, придуманная, эта форма нуждается в постоянном подтверждении, которое мы получаем, входя в соприкосновение с ситуациями, объектами внешнего мира. Этот мир нужен нам чтобы утвердиться, и так, отражаясь, мы узнаем себя. Человек должен опознавать самого себя. «Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума…» Механизм самотождественности – это большой психологический механизм с большим потреблением психической энергии. Мы тратим огромное количество энергии, времени, сил на свою самотождественность, совершенно не замечая этого, потому что это главное. Если «Я – не я», то все вообще теряет смысл.
Ситуации, объекты, отношения, которые отражают то, что мы видеть не хотим – вытесняются бессознательно. Итак, внешний мир много больше того, что мы выделяем как существующее. Большая часть реальности просто отфильтровывается бессознательно.

Внутренний мир. Описать самого себя свой внутренний мир как некое целое, структурированное много сложнее, чем создать целостное описание мира внешнего. Поэтому на внутренней стороне больше хаоса. И человек бежит от себя внутреннего, бежит от неизвестности.
В нашей культуре не принято придавать слишком большое значение внутренней реальности, хотя именно здесь формируется образ себя - «Я концепция» во всем многообразии:

• Индивидуальность
• Личность
• Сущность


Индивидуальность – структура подпитывающая самость, неповторимость, уникальность на уровне формы.

Личность – структура социальная, подпитывающая типичность, дабы иметь ресурс (энергию) от социума. Здесь все многообразие типов личности, стереотипы поведения, навыки. В этой части внутренней реальности взращивается все, что требует энергии социума. И основная потребность – качественная сторона которой зависит от проработки личности - сводиться к 3 основным понятиям:

• К тому, что скрыто под понятием «власть»,
• К тому, что скрыто под понятием «вооруженность»,
• К тому, что скрыто под понятием «любовь»

Вооруженность – это то, что дает чувство уверенности. Это функциональная вооруженность – навыки поведения, профнавыки: интеллектуальные, физические, коммуникативные. Это потенциальная вооруженность – потенциал личности, ее богатство. Это сила, которая может приобретать разные аспекты – сила физическая, сила ума, сила восприятия, чувств и это Знание.
Вооруженность повышает самооценку. Есть люди, основное занятие которых вооружаться. И если такого человека спросить - зачем тебе эти знания, умения, эта сила – он ответит: «А чтобы было. Мне от этого хорошо». Это означает, что он чувствует себя уверенно.
Что дает власть? Как и вооруженность, она поднимает самооценку. Но, прежде всего, власть – это чувство значимости. Если вооруженность – это уверенность, то власть – это значимость. Обладание той или иной формой власти поднимает рейтинг личности. Власть может быть в форме влияния, в форме управления, в форме насилия.
Что скрывается под словом «любовь»? От потребности в продолжении рода до потребности в Мы; от страха одиночества до потребности властвовать. Благодаря туману вокруг этого слова, этой сверхценностью оправдывают самые различные поступки – от высоких до низких.

Сущность – структура подпитывающая уникальность на уровне содержания. Не требует энергии социума, питается и удовлетворяет свои потребности за счет резонансной энергии взаимодействия с явлениями, ситуациями, процессами.
В большинстве случаев человек не вступает во взаимодействие с этой частью своего «Я» и она остается не развитой.


Итак, у человека во внутренней реальности осознанно или неосознанно формируется концепция – что такое есть мое «Я». Или «Я- концепция». Если приложить немного внимания, можно выяснить, какая из этих структур активизирована, задействована сейчас, какая проработана, гармонизирована, а какая остается в тени. (Этими исследованиями занимаются психологи).
И со всем этим багажом своих «Я» человек выходит во внешний мир и вступает в отношения с Миром.
Условно процесс жизни можно представить в виде трех блоков:

• Частная жизнь
• Социальная жизнь
• Бытийная жизнь (духовная жизнь)

Они могут быть проявлены одновременно, однако цели, задачи, методы достижения результата, а также энергия, которая используется как ресурс у них принципиально разная.

Частная жизнь. Главный принцип частной жизни – это желания. Желания реализуются через отношения, которые показывают, как человек пытается другие зоны жизни превратить в частную жизнь. Так многие пробуют решать свои социальные проблемы, профессиональные проблемы, духовные проблемы – частным порядком. Частный человек центром своего мира воспринимает естественно самого себя. Он разумный эгоист, т.к. для реализации своих желаний он маневрирует среди желаний других. В частной жизни человек начинает строить систему отношений с того, что предъявляет свое описание себя и настаивает на нем. В этом месте он часто бывает неразумен, ибо, сталкиваясь с другими описаниями самого себя, он их либо игнорирует, либо пытается всеми силами настоять на своем, либо разочаровывается в этом человеке и ищет другого, который будет согласен с его описанием самого себя.
В частной жизни все идет от «хочу» и огромную роль играет наличие или отсутствие мотивации. Его «хочу» - это хочу направленное на какую-то ценность. И формула частной жизни: хочу + ценность = мотив.
И здесь согласно Будде наши желания обрекают нас на постоянные страдания: пока хочу – страдаю от того, что нет, а когда получил - страдаю от того, что уже не надо этого хотеть.
Еще одна особенность – в частной жизни нет целей. Цель – это некая деятельность по достижению результата. Частная жизнь – это не деятельность, это состояние, это некая связь. Цель – это вектор движения к цели, а отношения – это связь. Отсюда часто отношения воспринимают как зависимость, как ограничение свободы – а это всего лишь связь. И раз в частной жизни основной принцип « я хочу», то «хочу» не может служить основанием для насилия над собой, которое требуется для осуществления целевой деятельности.
Есть такое пожелание: чтобы желания сбылись! Пассивная форма, как-то так сами чудом сбылись. По воле проведения. И это пожелание совсем не предусматривает целевую деятельность с насилием над собой.
Частная жизнь основывается на опыте периода индивидуальности. Воздействие на частную жизнь идет по линии предложения ценностей, порождающих мотивацию.

Социальная жизнь. Базируется на энергии личности, подпитывается типичностью, включенностью в «Мы». Насколько хорошо и адекватно ты вписан в негласные правила этого «Мы», настолько ты допускаешься к ресурсу, настолько от «Мы» отпускается средств – денег, благ, поощрений.
В социальной жизни нет желаний, а есть интересы, цели и, естественно, борьба интересов и конкуренция в достижении целей. Потому что цели могут совпадать, а интересы при этом преследуются разные. Поскольку здесь есть цели, то наличествует и деятельность по их достижению, т.е. работа. «Хочу» в социальном мире не конкурентоспособно. Здесь правит «надо». Осознанность социальной жизни начинается с осознания целей. Если вас вдохновляет социальная деятельность с максимальным результатом, то мало ясно сформулировать цель, необходимо также ясно осознать последствия решений. Один из стимулов социальной жизни получить свободу от. Скажем от бедности, от необходимости подчиняться, от страха за завтрашний день и т.д.
Заметьте, что частная жизнь наоборот – это связь, зависимость. Поэтому, когда мы пытаемся перенести принцип социальной жизни в частную, – мы ее теряем. Ведь быть свободным в частной жизни – это значит остаться одному!

Бытийная жизнь. Не всегда человек добирается до этого аспекта, часто он остается внутри первых двух блоков и лишь декларирует цели духовные. Однако при достижении определенной зрелости души, именно этот аспект становиться главным. Единственно, что надо понимать – бытийная жизнь не может питаться ни энергией отношений, ни социальной энергией значимости и вооруженности (знанием, информацией, интеллектом). Основа Бытийной жизни – энергия включенности. Основной инструмент – переживание. Т.е. тотальная включенность в переживаемую ситуацию. И механизм познания мира и достижения целей – резонанс. Если говорить о целях и желаниях на этом уровне – то это некое намерение Быть, быть живым, воплощенным. Т.е двигаться из хаоса в гармонию, из бесформенности в форму. Бытийная жизнь позитивна и конструктивна по определению. Именно она задает духовно-смысловой аспект индивидуального существования человека.


Отношение этих пластов жизни к понятию свободы:


В социальной жизни - мы говорим о «свободе от» - свободе от внешних зависимостей.

Частная жизнь – это отношения, это по определению связанность. Единственно в чем мы можем подойти к пониманию свободы здесь – это «свобода для» - свобода для изменения своего отношения к роли партнера в нашей жизни. Осознать, что «другой» – это другой со всеми вытекающими, что он имеет свой веер желаний, представлений о себе, о жизни. И он имеет равное с нами право их иметь.
В бытийной жизни – мы говорим о свободе выбора. О наличии этой свободы большинство старается не знать, потому что это ответственность. Но человеку дана такая возможность – выбирать. И первый шаг во всех эзотерических и религиозных системах – выбрать позицию: все, что у меня есть – это мое, никакого не моего ни в моей внутренней реальности, ни в моей внешней реальности нет. Именно я выстроил свой мир (отобрал, отфильтровал из многомерной реальности), именно я построил такой тип взаимодействия и взаимоотношения с миром (цивилизовал и структурировал свою «Я – концепцию»). На основании своих родовых, генетических данностей, на основании своих взращенных качеств, на основании зрелости своей души.

В целостном подходе проблема выбора решается одним ударом:

1. Твое – это то, что не гибнет при кораблекрушении. Т.е все не твое.
2. Все твое.

И никаких промежуточных вариантов. «Я» либо стремиться к 0 или к бесконечности.

Резюме:

1. Попытка инструментами частной жизни решать социальные задачи похожа на ожидание чуда. Ожидание, когда фантазии – а их огромное количество и часто противоречащих друг другу – исполнятся. Здесь возможны варианты:

• Сбегание от реальных усилий в достижении цели, постоянное переключение на сиюминутные желания.
• Нахождение исполнителя – другого. Чревато тем, что исполнитель будет исполнять свои цели, а не ваши.

2. Попытка инструментами социальной жизни решить частные задачи – однозначно приводит к одиночеству.

3. Попытка решать духовные задачи инструментами частной жизни приводит к уходу в сторону абстракций, неподкрепленных собственным опытом обобщений, сложной терминологии, которую никто не понимает, к «жонглированию» желаниями других, т.е. к суггестии.

4. Попытка решать духовные задачи инструментами социальной жизни – хорошо работает на начальном этапе, дисциплинирует и фокусирует на достижении цели. Но так как цели лежат в другой плоскости Бытия – они в принципе остаются недостижимыми и истощают искателя в социальном плане – он остается без социального ресурса, т.е. без средств к существованию.