0  

"Духовный поиск и гонка за результатом"

 или как компьютерному герою добыть сахар со стола

К. и Ю. Чангмайские

 

Для Для человека вставшего на путь духовного поиска, когда вопросы «Кто Я?», «Откуда Я и куда иду?» становятся актуальными, часто возникает путаница в уме и не понимание: почему старые привычные методы не работают. Почему достижение духовных целей невозможно методами, с помощью которых мы достигаем социальных благ? Почему я делаю усилия, а при этом стою на месте или множу хаос внутри? Обретение искомого становиться непроходимыми дебрями, и человек опускает руки, впадая в депрессию и ступор.
Рассмотрим, почему возникает непонимание и путаница.

Различают следующие стадии формирования человека:

• Индивидуальность
• Личность
• Сущность

В разные годы жизни человек утверждается в этих качествах, они проявляют себя в совершенно разных поведенческих реакциях на одну и туже ситуацию, имеют разные базовые потребности и формируют разные механизмы по их удовлетворению.

Индивидуальность находит себя в отграниченности от окружения. В выделении себя в нечто особенное.
Базовая потребность человека в этом возрасте (обычно до 18-25 лет, а может и до старости): быть уникальным на уровне формы, быть особенным. Для удовлетворения этой потребности человек использует энергию конфликта – отталкивается от противного, от окружения и в первую очередь от родителей.
В паре с потребностью отделения растет потребность эмоционального контакта. Это как две стороны одной медали, - сначала отделить себя, а потом искать общность - понимание, друзей, сочувствие… Индивидуальность растет, достигает зрелости и, завершив формирование, дает начало новому этапу – формируется личность.

Что интересно – если индивидуальность находит себя, узнает «кто я» – в фиксировании себя как объекта, как некого образа. То личность находит себя как процесс. Формируя свою личность на этапе, когда отделенность от целого (Бога, существования) уже произошла, человек стремиться к новым целям. В целом эту цель можно назвать - стать счастливым. Но поскольку счастье - это абстракция, то в каждом индивидуальном случае она заменяется чем-то конкретным: карьера, деньги, блага общества потребления, власть, влияние и т.д. Заметьте что потребность – это всегда обретение некого состояния, н-р хочу иметь машину – это фактически – хочу чувствовать себя счастливым (состояние) сидя за рулем, видя, как на меня смотрят друзья и т.д. Или хочу иметь загородный дом – т.е иметь состояния покоя, блаженства сидя перед камином или плавая в своем бассейне или говоря об этом коллегам на работе. Потребность – это обретение состояния – она не лежит во времени. Когда ты находишься в блаженстве – время останавливается.

Интересно, что подмена потребности – достижение объекта материального блага – лежит во времени: я делаю усилия по достижению его, я двигаюсь куда-то. Т.е. я имею отношения со временем в течении которого я прикладываю усилия. И время порождает идею движения к объекту обладания и утверждает необходимость движения как такового.
На этом этапе сознание человека становиться захваченным идеей движения: «буду двигаться – достигну, обрету, не буду двигаться – останусь за бортом жизни». И ум остановке приписывается ярлык бездействия. Остановка – это плохо, остановка – это лень.

Далее, когда формирование личности завершается (если человек в своем развитии доходит до этой точки, что случается не часто), вступают в силу потребности следующего уровня, потребности сущности или ядра, сути человека. Они лежат в духовной сфере – они позитивны по определению и, в общем, они сводятся к потребности «познать суть вещей» или «Познать свою истинную природу». А как мы говорили выше – потребность всегда связана с обретением состояния. В данном случае - состояния резонанса со всем сущим – или состояния Присутствия.

Прослеживается цепочка: отделенность (объективазация) – достижение (процесс) - единство (присутствие).

И смотрите как интересно - мы незаметно вписываемся в иллюзию созданной нами же реальности:

1. Вначале мы формируем пространство – есть «Я» - объект и есть «не Я» - пространство, в котором этот объект существует.

2. Затем мы формируем время – мы создаем гонку за идеей обладания каким-то объектом, при достижении которого мы будем счастливы.

3. И далее сформированное пространство - время укрепляются в уме, создавая картину мира, в которой человек находит опору своей "таковости" и подтверждение навязанного или придуманного образа себя.

Переходы человека из одного качества в другое, из одной системы координат со всем барахлом связей и потребностей в другую редко протекают легко и без страданий. Обычно они оживляются кризисами и эмоциональными перепадами.

Первый экзистенциальный кризис лежит на границе перехода от индивидуальности к личности. Он один из глубоких и тяжелых, но проходимых. И кратко описать его можно так: «Все было и даром, а теперь надо работать». Конфликт здесь лежит в противоречии: свободы и усилий по достижению благ. «Свобода – усилия». Т.к. с этого момента к обладанию надо двигаться, делать усилия.

Второй экзистенциальный кризис – переход от энергии и потребностей личности к энергии сущности. Этот кризис может полностью разрушить человека изнутри. В случае не понимания – а что собственно происходит? – он либо загоняет себя в безумный трудоголизм, либо у него опускаются руки и на него обрушивается полная безнадега.
Без духовного стержня этот кризис не проходим. Конфликт здесь лежит в противоречии между усилиями, ставшими привычными, и тем, что в принципе недостижимо с помощью усилий. «Усилия – безрезультатность».

Итак, я привык бежать, двигаться, чтобы достигнуть цели. И вдруг это перестает работать!

Цель или достижение желаемого на этом бытийном или смысловом уровне лежит вне времени и методами движения – процесса – не достижима.
Сложно понять тому, у кого не решены еще потребности личности, или попросту денег не хватает, что можно быть опустошенным, когда все есть. Что возникает пустота и ее нечем заполнить. Как будто моторчик внутренний остановился, и все блага мира не радуют. Все, что раньше помогало – не работает.
Условно, это похоже на то, что если вы двумерны и живете на поверхности стола – вы не можете включить лампу, висящую над столом и зажечь свет. Кнопка не принадлежит вашему миру. Хотя вы можете придумать идею и всячески питать ее, что если вы, например, будете нажимать на тень кнопки, или заработаете еще один миллион или приложите больше сверх усилий - свет зажжется.

Если первый кризис переживается болезненно, но сравнительно легко – «меня общество социализирует, заставляет делать усилия». То второй кризис часто становиться не разрешимым, если не происходит случайного внутреннего прорыва. Еще это переживание иногда называют внутренней остановкой. Ее самому сделать практически невозможно – слишком сильна в обществе идея – «остановишься, будешь выброшен из жизни». Гонка вшита в нас.
Внутренняя остановка подобна инсайту или озарению, который может случиться с человеком, а может и не случиться. На этом этапе для ума абсурдна сама идея выйти из привычной модели «беги», остановиться. Однако остановка здесь – это не бездействие – это очень осознанное действие, но не на внешнем плане, а на внутреннем.

Остановиться, это значит ощутить время, текущее, создающее события, ситуации и себя, наблюдающего это движение. Есть движение - время, и есть нечто неподвижное, этому времени неподвластное. Чтобы почувствовать движение, нужно вынести себя, свое сознание из этого движения, нужна специальная практика и полный разворот мозгов.

В первом и втором этапах мы подменили искомое состояние (уникальности, счастья), внешним объектом. И эта подмена дает нам иллюзию достижения и питает нашу самость. В третьем случае это уже не работает. Почему? Само место, из которого рождается потребность познания Бога, Истины, и есть Бог и Истина в нас. Бог в нас ищет Бога.

Так компьютерный персонаж может искать только компьютерный сахар. Он не в состоянии вытянуть руку из экрана и взять сахар, лежащий перед экраном на столе. Почему? Ему даже в голову не придет выйти из правил компьютерной программы. В его реальности этого стола просто нет. Все, что он может искать в своем поиске – это только компьютерный сахар, придумать какой у него вкус, запах и всю жизнь искать эту иллюзию. И индивидуальность, и личность так и поступают. И в некотором смысле находят свое компьютерное счастье или разочаровываются, понимая бесплодность.
Настоящий сахар может искать только то в нас, что имеет отношение к реальному, к тому, что не рождалось и не умирало. К тому, что вне времени и пространства, вне иллюзии.
И это не находиться снаружи!!! Поэтому мудрецы говорят, что в этом месте нужен проводник. Важно понять, что средствами пространства и времени искать то, что находиться вне этих категорий бессмысленно.

Понимание всего лишь создает внутри нас условия, в которых остановка может случиться…